Юрий Щекочихин

Please add an image!
Birth Date:
09.06.1950
Death date:
03.07.2003
Length of life:
53
Days since birth:
26983
Years since birth:
73
Days since death:
7601
Years since death:
20
Person's maiden name:
Юрий Петрович Щекочихин
Extra names:
Jurijs Ščekočihins
Categories:
Journalist, Writer
Nationality:
 russian
Cemetery:
Переделкинское кладбище (ru)

Юрий Щекочихин

российский журналист и писатель

9 июня 1950 —3 июля 2003

Юрий Петрович Щекочихин родился в Кировабаде 9 июня 1950 года.

В 1975 году он окончил Московский Государственный университет и получил диплом журналиста.  Его первая публикация — в газете «Московский комсомолец» — состоялась в 17 лет. Еще будучи студентом, Юрий начал вести молодежную рубрику «Алый парус» в газете «Комсомольская правда» и продолжал до 1980 года.

В 1980 году Юрий Щекочихин перешел в редакцию «Литературной газеты», где до июля 1996 года занимал должность редактора отдела расследований. С 1996 года Юрий занимал аналогичную должность в «Новой газете». 

Темой для большинства публикаций журналиста было состояние российской армии, положение пленных в Чечне, коррупция, проблемы общества.

В 1995 году Юрий Щекочихин придумал программу «Специальная бригада», которая вела журналистские расследования, и сам стал ее ведущим. Программа просуществовала недолго. 

Юрий Щекочихин состоял в политической партии Григория Явлинского «Яблоко» и трижды избирался народным депутатом. В Государственной думе он входил в состав Комитета по безопасности Госдумы и Комиссии по борьбе с коррупцией в органах государственной власти.  Являлся он и экспертом ООН по вопросам организованной преступности. Вел расследования и публиковал острые статьи по данным вопросам.

Кроме статей, Юрий Щекочихин писал пьесы, сценарии к фильмам, прозу.

Умер Юрий Щекочихин 3 июля 2003 года от тяжелой интоксикации. Существует версия, что он был отравлен полонием. 

calend.ru

 

http://izyumov.ru/Vospominaniy_LG/Komvos.htm :

 

....... Неля Логинова, наиболее близкий по духу Богату человек, – натура глубокая,  увлекающаяся, с необозримым кругом интересов, больше всего писала о школе, воспитании, педагогике. Она печаталась реже коллег, подолгу изучая каждую тему, за которую бралась. Но когда сдавала свою статью, в ней не надо было поправлять ни слова, ни запятой – само совершенство. Природный дар. Так она писала и в «Московском комсомольце», где начинала: ни прибавить, ни убавить, сразу ставь на полосу. Очерки и статьи авторов такого класса надо бы собрать как методическое пособие для факультетов журналистики: учитесь, ребята, на лучших образцах.

Логиновские статьи, если их собрать, – почти энциклопедическая картина советского народного образования со всеми его героями и антигероями, выдающимися достижениями и вечными проблемами. Неля обладала редким умением находить незаурядных людей вроде великого педагога Аминошвили, рассказать о них так, что самая заурядная училка что-то да брала из их опыта. И заставляла всерьёз задуматься над тем, как справиться с болячками обычных школ.

Были у неё и находки совсем другого рода, о которых нигде не прочтёшь. Неля привела в редакцию из «Комсомольской правды», где им не удавалось развернуться, двух Юриев – Роста и Щекочихина –  и Лиду Графову. Над Щекочихиным шефствовала, учила его азам и тонкостям журналистского ремесла. «Он тогда писал в стиле: шёл дождь и я за интервью,– со свойственной ей прямотой вспоминала Неля. – И очень длинно. Скольких трудов стоило научить писать короче». Читая потом щекочихинские материалы, вряд ли кто мог поверить, что такое было.

Юрий пришёл к нам в редакцию со своей темой – жизнь подростков. Писал о том, сколь сложен и исполнен опасностями сбиться с пути их неизвестный взрослым мир. Первым исследовал только зарождавшееся тогда движение футбольных фанатов. Рассказывал о том, как возникает в среде несовершеннолетних преступность. И в каждом материале взывал к взрослым: обратите внимание на этих ребят, преодолейте их отчуждение, проникнитесь их проблемами. Пока не поздно.

Из написанного им позднее я бы выделил два провидческих материала: «Лев готовится к прыжку» и «Лев прыгнул». Это былиЛев прыгнул. Щекочихин. Литературная газета. Сайт досье Изюмова Юриябеседы с авторитетным специалистом уголовного розыска А.И. Гуровым. Они предупреждали общество: горбачёвская перестройка катастрофически усилила криминал, мафия, о которой мы знали только по зарубежным фильмам, стала реальностью и у нас. Повсюду возникли и быстро набирают силу организованные преступные группировки.  К 1989-му, году публикации второй беседы, их число достигло 200. В конце 60-х они беспрепятственно действовали в Узбекистане, в 70-х быстро развивались на юге России, на Украине и в Молдавии, присосавшись к теневой экономике, сросшейся с местной милицией, а иногда и с властью. В центре криминал осмелел в конце 80-х. Уже возникли подольская, люберецкая, орехово-зуевская и другие мощные банды. Газета призывала  к борьбе с мафиози, пока ещё можно было что-то сделать. Однако в ЦК делали вид, что наших материалов не читали, а МВД упрямо повторяло: организованной преступности у нас нет. Точь-в-точь как КГБ отрицал существование масонских лож. А мафия грабила размножающихся предпринимателей и государство, устраивала собственный прибыльный бизнес и ждала своего часа, чтобы, выйдя из подполья, получить реальную власть. Всё так и вышло, едва Ельцин занял президентский пост и совершил государственный переворот. Криминал во всех разрушительных делах был ему активным сообщником.

В горбачёвское и ельцинское время Щекочихин в силу своего общественного темперамента и приобретённой в Литгазете популярности оказался среди неистовых борцов за демократию. Ещё в конце 80-х он  пришёл ко мне за советом.

– ЦК ВЛКСМ создаёт группу «будущие лидеры». Меня пригласили. Соглашаться?

– Конечно.

К Щекочихину внимательно присматривались. Американский посол Мэтлок, опытный разведчик,  открыл тогда двери своей резиденции Спасо-хауз для деятелей  литературы, прессы, искусства, науки. Что ни неделя, в резиденции  устраивались многолюдные приёмы. Искусствоведы в штатском заводили там знакомства с представляющими для них интерес людьми, кого надо инструктировали, получали  интересующую информацию. Присылали приглашения и в ЛГ, на моё имя. Приезжая, неизменно встречал там Юру.

Второй раз за советом он пришёл, когда ему предложили баллотироваться в народные депутаты. Я посоветовал не отказываться и от этого предложения.

Щекочихин на выборах победил. Вошёл во фракцию Демроссии, а затем в Межрегиональную группу. Не имея политического опыта, весь во власти свойственного возрасту идеализма долго не мог разобраться в истинных целях подковёрных руководителей этих образований. В эту пору мы уже не общались. По доходившим слухам Юру, человека по природе честного, никак не могли заставить играть по бесчестным правилам правящей партии. В конце концов он перешёл из неё в «Яблоко» – партию хоть и того же толка, но игравшую в оппозицию. Воевал за нужные законы в думском комитете по безопасности. Кончилось всё трагически.  Щекочихин погиб якобы от какой-то непонятной болезни. Друзья считают, что его умертвили.

Думая о его судьбе, вспоминаю строчку Гейне: «Милый друг, я умираю, потому что был я честен» и слова из песни Окуджавы: «Он переделать мир хотел, чтоб был счастливым каждый, и всё кричал: огня! огня! забыв, что он бумажный».........

 

http://www.barikadopedija.lv/raksti/Jurijs_%C5%A0%C4%8Deko%C4%8Dihins

Source: barikadopedija.lv

No places

    loading...

        Relations

        Relation nameRelation typeBirth DateDeath dateDescription

        No events set

        Tags