Евгения Ежова

Pievieno šai personai bildi!
Dzimšanas datums:
00.00.1904
Miršanas datums:
21.11.1938
Mūža garums:
34
Dienas kopš dzimšanas:
43944
Gadi kopš dzimšanas:
120
Dienas kopš miršanas:
31201
Gadi kopš miršanas:
85
Tēva vārds:
Соломоновна
Pirmslaulību (cits) uzvārds:
Евгения Фейгенберг
Papildu vārdi:
Евгения Соломоновна Хаютина
Kategorijas:
upuris, Žurnālists
Tautība:
 ebrejs
Kapsēta:
Maskava, Donas Kapsēta, (Donskoe, Donskoje)

Евгения Соломоновна Хаютина (урождённая Фейгенберг; 1904, Гомель — 21 ноября 1938, Москва) — советский издательский работник.

В 1930-е годы — официально заместитель главного редактора, а де-факто главный редактор журнала «СССР на стройке». (Официальными главными редакторами в эти годы были Георгий Пятаков, Валерий Межлаук, Александр Косарев.) Хозяйка литературного салона, который посещали известные писатели, а также видные сценические и кинематографические деятели: Исаак Бабель, Михаил Шолохов, Михаил Кольцов, Сергей Эйзенштейн, Леонид Утёсов и другие. Частыми гостями на этих вечерах были и представители советской номенклатуры. Известна как жена Николая Ежова. Покончила жизнь самоубийством (по другой версии, была убита своим мужем).

Супруги:

Лазарь Хаютин
Александр Гладун
Николай Ежов

Дети:

Наталья Хаютина

Биография

Родилась в Гомеле, младшим ребёнком в многодетной купеческой семье Залмана (Соломона) Лейбовича Фейгенберга и его жены Эсфири Крымской.

В Одессе

Первый раз вышла замуж в семнадцать лет за Лазаря Хаютина (?—1948), с которым переехала в 1921 году в Одессу, где работала в редакции местного журнала. В этот период она познакомилась с известными одесскими писателями Катаевым, Олешей, Бабелем. Вероятно они и помогли ей позже уже в Москве найти работу в газете «Гудок».

Москва-Лондон-Берлин-Москва

Второй раз была замужем за бывшим красным командиром, директором издательства «Экономическая жизнь» Александром Фёдоровичем Гладуном, с которым переехала в 1924 году в Москву. С ним познакомилась во время его командировки в Одессу (когда он занимал должность директора московского издательства «Экономическая жизнь»). В 1927 году Гладун был направлен на дипломатическую работу в Лондон вторым секретарём полпредства СССР в Великобритании.

В 1926—27 годах — в Лондоне вместе с мужем, затем из-за шпионского скандала Гладун был отозван в Москву, а Евгения командирована в Берлин, где работала машинисткой в советском торгпредстве; в Москву вернулась в конце 1928 года.

Жена Ежова

Ей было свойственно легкомыслие, её любимым танцем был фокстрот.

Известно о ее близких отношениях с писателем Исааком Бабелем, исследователем Арктики Отто Шмидтом, да и сам Ежов сумел расположить к себе будущую супругу задолго до официального оформления их союза.

В сентябре 1929 года в возрасте двадцати пяти лет в Сочи в ведомственном санатории познакомилась с Николаем Ежовым. В этот период Ежов занимал посты завкадрами ВСНХ и заведующего распредотделом ЦК ВКП(б). В 1931 году вышла за него замуж. Именно на московской квартире и даче к тому времени наркома Ежова Евгения Соломоновна вела литературные и музыкальные вечера, который посещали известные писатели и деятели культуры: Исаак Бабель, Михаил Шолохов, Михаил Кольцов, Сергей Эйзенштейн, Леонид Утесов, редактор «Крестьянской газеты» Семён Урицкий и другие. Частыми гостями на этих вечерах были и представители советской номенклатуры.

Некоторое время работала в газете «Гудок», «Крестьянской газете», затем по май 1938 года работала редактором журнала «СССР на стройке». К этому периоду относится её роман с Михаилом Шолоховым. Связи и увлечения Евгении Соломоновны не остались без внимания Сталина, который дважды говорил Ежову о необходимости развода с женой. Сталина насторожила её связь с заместителем председателя правления Госбанка СССР Григорием Аркусом (1896—1936) репрессированным по делу «троцкистов». В последние годы их брак был лишь номинальным.

Прошло немного времени, и Ежов стал думать о необходимости развода. 18 сентября 1938 года он сообщил о своем решении Евгении. Та совершенно растерялась и на следующий день обратилась к Сталину за «помощью и защитой»... Сталин не ответил на письмо.

Конец

Еще в мае 1938 года душевное здоровье Евгении Ежовой ухудшилось настолько, что она была вынуждена оставить свой пост в журнале «СССР на стройке». Вместе с Зинаидой Гликиной, своей подругой едет в Крым. Их отдых был прерван звонком Ежова, который приказал им срочно вернуться в Москву. Ежов поселил жену вместе с Зинаидой Гликиной на даче. 29 октября 1938 года с диагнозом «астено-депрессивное состояние» (циклотимия) Евгения была помещена в санаторий им. Воровского для больных с тяжелыми фор­мами психоневрозов на окраине Москвы.

Однако не неурядицы в отношениях с мужем привели Евгению Ежову к трагическому концу. Осенью 1938 года один за другим были арестованы многие люди из её окружения, в том числе, 15 ноября 1938 года, — две её ближайшие подруги — Зинаида Гликина (1901—25.01.1940), сотрудница Иностранной комиссии Союза писателей (референт по США) и Зинаида Кориман (1899—25.01.1940), работавшая техническим редактором в журнале «СССР на стройке». Сама Евгения, как позже говорила сестра Ежова — Евдокия, получила анонимное письмо с обвинениями в шпионаже. Евгения пишет своё второе письмо к Сталину, которое, как и первое, осталось без ответа. Тогда она пишет мужу и в ответ 8 ноября 1938 года получает снотворное, которым она регулярно пользовалась уже некоторое время, и безделушку. В начале 2000-х годов было высказано мнение, что именно эта странная безделушка была условным знаком — «это конец», но документальных подтверждений оно не получило. Через два дня после ареста своих подруг Евгения Соломоновна приняла снотворное, и еще через два дня — 19 ноября 1938 года — не приходя в сознание умерла по причине отравления люминалом.

Похоронена на Донском кладбище г. Москвы. Муж на похоронах не присутствовал; он был расстрелян годом позже.

Приёмная дочь

Своих детей у четы Ежовых не было, и в 1933 году они взяли на воспитание пятимесячную девочку Наталью из детского дома. После ареста отца 6-летняя Наталья в 1939 году была помещена в детский дом № 1 в Пензе и получила фамилию матери — Хаютина, под которой и жила в дальнейшем. В Пензе Наталья Хаютина прожила около 19 лет. По окончании в 1958 году Пензенского музыкального училища она была направлена по распределению в Магаданскую область, где и проживает в настоящее время в посёлке Ола.

Семья

У Евгении Фейгенберг были братья Илья Соломонович (Элиас Залманович, 1893—1940, расстрелян), Исаак и Моисей Залманович (Соломонович, 1890—1965), автор трудов по бухгалтерскому учёту, в том числе «Сборника действующих постановлений и распоряжений по работе потребительской кооперации» (М.: Красная звезда, 1948). Племянник — психиатр и психофизиолог Иосиф Моисеевич Фейгенберг (род. 1922), доктор медицинских наук, профессор Центрального института усовершенствования врачей. Двоюродный брат — Лев Меерович Фейгенберг (Leo Feigenberg, 1887—1961), юрист, был женат на дочери писателя Шолом-Алейхема Эмме Соломоновне Рабинович (1889—1955); их сыновья — датский театральный режиссёр и театровед Меир Фейгенберг (дат. Meïr Feigenberg, 1923—2006) и шведский психиатр Лома (Шолом-Герц) Фейгенберг (швед. Loma Feigenberg, 1918—1988), автор научных трудов в области психоонкологии и танатологии, профессор Каролинского института.

Племянница первого мужа, Лазаря Хаютина — искусствовед Виктория Борисовна Вольпина (мать Хаютина-Писак Фаина Владимировна, отец Писак Борис Яковлевич), в 1962—1972 годах была замужем за математиком и правозащитником Александром Сергеевичем Есениным-Вольпиным.

*****

Вот, что написала "Аргументы и Факты" :

«Труп женщины, 34 года, среднего роста, правильного телосложения, хорошего питания… Смерть наступила в результате отравления люминалом» - так напишут 21 ноября 1938 г. после смерти «придворной фаворитки» Евгении Ежовой, жены наркома внутренних дел СССР Николая Ежова.

Осенью 1938 г. Евгения Ежова пишет сразу два письма Сталину, в которых просит защиты и заверяет в своей преданности вождю народов. Письма остались без ответа… 29 октября Николай Ежов отвёз свою жену в санаторий им. Воровского, где ей поставили диагноз «астено-депрессивное состояние». 15 ноября были арестованы лучшие подруги Ежовой - Зинаида Гликина и Зинаида Кориман. В один из ноябрьских дней Ежов отправляет жене в больницу снотворное с небольшим сувениром. По мнению многих историков, этот сувенир был условным знаком - «пора отправляться на тот свет». 19 ноя­бря Евгения Ежова выпила все таблетки люминала… Её пытались реанимировать в течение двух дней. Говорят, когда Ежова спросили о причине смерти жены, он ответил: «Пришлось принести жертву ради своего спасения...»

«Евгения Ежова была женщина эксцентричная, - говорит историк Рой Медведев. - У меня нет оснований ей сочувст­вовать, потому что она была очень распущенной - это активно обсуждали в московских кругах.

Конечно, Ежов был не слишком завидным мужем: маленького роста, практически карлик, некрасивый. Глядя на него, думаю, все понимали, что её брак с ним был явно основан на расчёте. И она часто пользовалась своим положением жены Ежова, порой и в интимных целях. По существу, она вынудила Михаила Шолохова стать её любовником - инициатива свиданий в гостинице всегда исходила от неё. И таких историй было много». 

В число любовников Ежовой входил не только Михаил Шолохов, но и писатель Исаак БабельОтто Шмидт, коллеги по работе… Можно, конечно, спросить, куда смотрел муж. А муж тоже смотрел на сторону, причём не на одну. После ареста Николая Ежова обвиняли не только в организации переворота, убийстве жены, но и в… гомосексуализме. Ежов последнего не отрицал. А вот по поводу смерти Евгении официально вину не признал.

«Насколько я знаю, Евгения Ежова покончила с собой, об убийстве здесь действительно говорить нельзя, - рассказывает Рой Медведев. - Но, видимо, это самоубийство было вынужденным. Ей просто дали понять, что в ближайшее время с ней могут расправиться». 

В конфискованных архивах Ежова сохранилось письмо от жены: «Колюшенька… Если ещё живу, то только потому, что не хочу тебе причинять неприятности, хватит с тебя… всегда молилась на тебя за твою скромность, преданность партии и тов. Сталину. Если бы можно было хоть пять минут поговорить с этим дорогим мне до глубины души человеком. Я видела, как чутко он заботился о тебе, я слышала, как нежно он говорил о женщинах. Он поймёт меня, я уверена. Он почувст­вует. Он не может ошибиться в человеке и дать ему потонуть...»

Avoti: wikipedia.org

Nav pesaistītu vietu

    loading...

        Saiknes

        Saistītās personas vārdsSaitesDzimšanas datumsMiršanas datumsApraksts
        1Nikolajs JežovsNikolajs JežovsVīrs01.05.189504.02.1940
        2Mihail KolcovMihail KolcovPartneris12.06.189802.02.1940
        3Oto ŠmitsOto ŠmitsPartneris, Draugs30.09.189107.09.1956
        4Isaak BabelIsaak BabelPartneris, Draugs13.07.189427.01.1940
        5Михаил ШолоховМихаил ШолоховCivilvīrs24.05.190521.02.1984

        Nav norādīti notikumi

        Birkas